Синквейн – это один из приемов активизации познавательной
активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от
французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти
строк». Данный методический прием описан в аудиолекции проекта «Правовое
образование» Российского Фонда правовых реформ. Синквейн – это не
обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с
определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который
необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Например, синквейн на тему «Государство», составленный ученицей 11 класса на уроке правоведения. Государство: (Заголовок) Независимое, правовое. (Два прилагательных) Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола) Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл) Защита. (Резюме)
Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача,
причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе
урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне
ассоциаций. Приступает учитель к изучению новой темы и в начале
урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?»
Проанализировав полученные результаты, можно корректировать
представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.
…Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали.
Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы
узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый
способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение
темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос,
итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн.
Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не
столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные
ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе
синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь
прогнози-руемого ранее результата.