Адаптация ребенка к школе
– довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того,
чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в
создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно,
принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно работать над
повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в
школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен
создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во
внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе,
особенно домашние дети. Поэтому на первых порах требования классного
руководителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные
эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в
школе, до тех пор пока школа не станет привычным местом для учебы и
общения.
Первоклассникам
предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с
одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят.
Классный руководитель
может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации
первоклассников к начальной школе. Для этого необходимо провести
диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести
профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в
школе и вовлечению их в коллектив.
В таблице
представлено 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их
проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со
сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней);
дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5
уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее
самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня).
Учитель
выбирает наиболее характерный для ребенка уровень проявления в каждом из
9 показателей адаптации. Порядковый номер уровня является баллом. Баллы
суммируются, и по ним определяется уровень адаптации.
наверх
Диагностика отношения первоклассника к начальной школе
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________
Дата рождения ___________________________ Возраст __________________
Школа № __________ Класс___________ Дата ___________________________
№ уровня показателя адаптации
|
Показатели адаптации и характеристика
их различных уровней
|
Выбранный уровень
показателя адаптации
|
Примечание
|
Настроение ребенка
|
1
|
Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное
|
|
|
2
|
Эпизодические проявления снижения настроения
|
|
|
3
|
Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий
|
|
|
4
|
Вялость, рассеянность
|
|
|
5
|
Заторможенность, истерия, плач
|
|
|
6
|
Выражение негативного отношения к школе
|
|
|
7
|
Полное нежелание идти в школу
|
|
|
Контакты со сверстниками
|
1
|
Легко и уверенно входит в коллектив
|
|
|
2
|
Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками
|
|
|
3
|
Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность "сотрудничать” со сверстниками
|
|
|
4
|
Робок, малоинициативен, избирателен в общении
|
|
|
5
|
Не поддерживает социальных контактов
|
|
|
6
|
Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников
|
|
|
Познавательная активность
|
1
|
На уроках проявляет активность и интерес
|
|
|
2
|
Посещает все уроки без принуждения
|
|
|
3
|
Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим
|
|
|
4
|
Учится без видимого желания
|
|
|
5
|
Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею
|
|
|
Дисциплина
|
1
|
С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя
|
|
|
2
|
Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается
|
|
|
3
|
Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из?за несобранности
|
|
|
4
|
Требования учителя выполняет неохотно
|
|
|
5
|
На уроках часто отвлекается
|
|
|
6
|
Игнорирует требования учителя
|
|
|
Реакции агрессии, гнева
|
1
|
Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует
|
|
|
2
|
Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей
|
|
|
3
|
Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением
|
|
|
4
|
Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя
|
|
|
5
|
Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников
|
|
|
6
|
Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя
|
|
|
Страх
|
1
|
Страх отсутствует
|
|
|
2
|
Эпизодически робок, застенчив, стеснителен
|
|
|
3
|
Робок, застенчив, легко теряется
|
|
|
4
|
Указанные черты ярко выражены
|
|
|
5
|
В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя
|
|
|
Двигательная активность на перемене
|
1
|
Ребенок подвижен, активен
|
|
|
2
|
Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях
|
|
|
3
|
Двигательная активность низкая
|
|
|
4
|
Двигательная активность всегда низкая
|
|
|
Общее самочувствие
|
1
|
Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым
|
|
|
2
|
Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости
|
|
|
3
|
Периодически жалуется на недомогания
|
|
|
4
|
Жалобы принимают устойчивый характер
|
|
|
5
|
Проявление невротических расстройств
|
|
|
Успеваемость
|
1
|
Хорошая
|
|
|
2
|
Хорошая/удовлетворительная
|
|
|
3
|
Удовлетворительная
|
|
|
4
|
Удовлетворительная/плохая
|
|
|
Определение уровня адаптации
Оценка ситуации
|
Баллы
|
Уровни адаптации
|
Благоприятная
|
9–17
|
Высокий
|
Условно благоприятная
|
18–24
|
Средний
|
Неблагоприятная
|
25 и выше
|
Низкий
|
Детей,
имеющих низкий уровень адаптации, можно отнести к "группе риска". На
ребенка "группы риска" заполняется диагностический бланк.
Диагностический бланк
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________
Дата рождения _________________________ Возраст ________________
Школа № ________________________ Класс _______________________
Дата _________________________________________________________
Трудности школьной адаптации
1. В поведении _________________________________________________
2. В учебной деятельности _______________________________________
3. Наблюдаются признаки предрасположенности ребенка к нарушению здоровья (соответствующее подчеркнуть):
тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная
невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность,
заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость,
агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, плохой аппетит,
навязчивые привычки (грызет ногти и др.).
4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть):
чрезмерная усталость после школы; недосыпание; нарушение сна; страх
темноты; одиночество; непослушание; конфликтность; беспричинный подъем
температуры; плохой аппетит; тошнота; укачивание в транспорте;
непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода; потливость;
аллергические реакции; ночное недержание мочи; другие жалобы.
Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка
1. Тип семьи (полная, неполная) ____________________________________
2. Родители ребенка (фамилия, имя, отчество, образовательный уровень, профессия, место работы)
Мать ________________________________________________________
Отец _________________________________________________________
3. Количество детей в семье, их возраст _____________________________
4. Наличие других членов семьи ___________________________________
5. Материальные условия жизни семьи ______________________________
6. Жилищные условия ___________________________________________
7. Наличие у ребенка места для занятий и отдыха _____________________
8. Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные, источники последних)
Информация о детях с низким
уровнем адаптации и проблемных семьях может быть передана классным
руководителем школьному педагогу-психологу, который на основании данных
связывается (с помощью классного руководителя) с родителями ребенка,
проводит консультационную работу и (по необходимости и с согласия
родителей) индивидуальную развивающе-коррекционную работу с ребенком. В
наиболее трудных случаях педагог-психолог имеет возможность направить
родителей в Медико-психолого-педагогический центр, где они смогут
получить не только психолого-педагогическую консультацию по преодолению
дезадаптации ребенка, но и квалифицированную медицинскую помощь.
Информация о проблемных семьях классным руководителем передается
социальному педагогу школы.
наверх |