Суббота, 02.11.2024, 21:21
Приветствую Вас Гость | RSS

               Сайт учителя начальных классов       

Меню сайта
Статистика
Гости
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
Мои статьи [6]
Статьи коллег [28]
Интересные статьи разных авторов.
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи коллег

Адаптация первоклассников
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклас­сниками.

Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние дети. Поэтому на первых порах требования классного руководителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор пока школа не станет привычным местом для учебы и общения.

Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят.

Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к начальной школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив.

В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня).

Учитель выбирает наиболее характерный для ребенка уровень проявления в каждом из 9 показателей адаптации. Порядковый номер уровня является баллом. Баллы суммируются, и по ним определяется уровень адаптации.

наверх

Диагностика отношения первоклассника к начальной школе

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________

Дата рождения ___________________________ Возраст __________________

Школа № __________ Класс___________ Дата ___________________________

№ уровня показателя адаптации
Показатели адаптации и характеристика
их различных уровней 
Выбранный уровень
показателя адаптации
Примечание
Настроение ребенка
1
Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное
 
 
2
Эпизодические проявления снижения настроения
 
 
3
Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий
 
 
4
Вялость, рассеянность
 
 
5
Заторможенность, истерия, плач
 
 
6
Выражение негативного отношения к школе
 
 
7
Полное нежелание идти в школу
 
 
Контакты со сверстниками 
1
Легко и уверенно входит в коллектив
 
 
2
Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками
 
 
3
Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность "сотрудничать” со сверстниками
 
 
4
Робок, малоинициативен, избирателен в общении
 
 
5
Не поддерживает социальных контактов
 
 
6
Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников
 
 
Познавательная активность 
1
На уроках проявляет активность и интерес
 
 
2
Посещает все уроки без принуждения
 
 
3
Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим
 
 
4
Учится без видимого желания
 
 
5
Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею
 
 
Дисциплина
1
С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя
 
 
2
Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается
 
 
3
Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из?за несобранности
 
 
4
Требования учителя выполняет неохотно
 
 
5
На уроках часто отвлекается
 
 
6
Игнорирует требования учителя
 
 
Реакции агрессии, гнева
1
Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует
 
 
2
Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей
 
 
3
Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением
 
 
4
Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя
 
 
5
Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников
 
 
6
 
Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя
 
 
Страх
1
Страх отсутствует
 
 
2
Эпизодически робок, застенчив, стеснителен
 
 
3
Робок, застенчив, легко теряется
 
 
4
Указанные черты ярко выражены
 
 
5
В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя
 
 
Двигательная активность на перемене 
1
Ребенок подвижен, активен
 
 
2
Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях
 
 
3 
Двигательная активность низкая
 
 
4
Двигательная активность всегда низкая
 
 
Общее самочувствие 
1
Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым
 
 
2
Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости
 
 
3
Периодически жалуется на недомогания
 
 
4
Жалобы принимают устойчивый характер
 
 
5
Проявление невротических расстройств
 
 
Успеваемость 
1
Хорошая
 
 
2
Хорошая/удовлетворительная
 
 
3
Удовлетворительная
 
 
4
Удовлетворительная/плохая
 
 
 
Определение уровня адаптации
Оценка ситуации
Баллы
Уровни адаптации
Благоприятная
9–17 
Высокий
Условно благоприятная
18–24 
Средний
Неблагоприятная
25 и выше 
Низкий
 
Детей, имеющих низкий уровень адаптации, можно отнести к "группе риска". На ребенка "группы риска" заполняется диагностический бланк.

Диагностический бланк

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

Дата рождения _________________________ Возраст ________________

Школа № ________________________ Класс _______________________  

Дата _________________________________________________________

Трудности школьной адаптации

1. В поведении _________________________________________________

2. В учебной деятельности _______________________________________

3. Наблюдаются признаки предрасположенности ребенка к нарушению здоровья (соответствующее подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, плохой аппетит, навязчивые привычки (грызет ногти и др.).

4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы; недосыпание; нарушение сна; страх темноты; одиночество; непослушание; конфликтность; беспричинный подъем температуры; плохой аппетит; тошнота; укачивание в транспорте; непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода; потливость; аллергические реакции; ночное недержание мочи; другие жалобы.

Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка

1. Тип семьи (полная, неполная) ____________________________________

2. Родители ребенка (фамилия, имя, отчество, образовательный уровень, профессия, место работы)

Мать ________________________________________________________

Отец _________________________________________________________

3. Количество детей в семье, их возраст _____________________________

4. Наличие других членов семьи ___________________________________

5. Материальные условия жизни семьи ______________________________

6. Жилищные условия ___________________________________________

7. Наличие у ребенка места для занятий и отдыха _____________________

8. Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные, источники последних)  

Информация о детях с низким уровнем адаптации и проблемных семьях может быть передана классным руководителем школьному педагогу-психологу, который на основании данных связывается (с помощью классного руководителя) с родителями ребенка, проводит консультационную работу и (по необходимости и с согласия родителей) индивидуальную развивающе-коррекционную работу с ребенком. В наиболее трудных случаях педагог-психолог имеет возможность направить родителей в Медико-психолого-педагогический центр, где они смогут получить не только психолого-педагогическую консультацию по преодолению дезадаптации ребенка, но и квалифицированную медицинскую помощь. Информация о проблемных семьях классным руководителем передается социальному педагогу школы.

наверх

Категория: Статьи коллег | Добавил: lena-ve (02.08.2011)
Просмотров: 4635 | Комментарии: 3 | Теги: адаптация первоклассника | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 1
1 Андрей  
0
При всем уважении к Вашей профессии педагога, хотел спросить у Вас, вот Вы пишите об адаптации первоклашки. Вы реально верите в систему образования? Недавно вот прочитал книгу педагога с 30-летним стажем, который яро критикует само понятие школьного образования (о ком идет речь можете посмотреть здесь - http://my-review-book.com/. Со многими его высказываниями я полностью согласен. Так вот, зачем нужна адаптация в среде, которая по сути губит ребенка, а Вы как педагог этому способствуете?

Имя *:
Email *:
Код *:
Облако тегов
Друзья сайта
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 915

Copyright MyCorp © 2024