Научить ребят думать над прочитанным, понимать
произведение помогает приём "толстых” и
"тонких” вопросов. "Умный вопрос — это уже
добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица
"толстых” и "тонких” вопросов может быть
использована на любой из трёх фаз урока: на
стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на
стадии осмысления — способ активной фиксации
вопросов по ходу чтения, слушания, при
размышлении — демонстрация понимания
пройденного (см. таблицу).
"Тонкие” вопросы |
"Толстые” вопросы |
Вопросы, требующие однословного ответа,
вопросы репродуктивного плана. Кто? (Кто автор
рассказа «Злоумышленник»?)
Что?
Когда?
Как звать ...?
Было ли ...? |
Вопросы, требующие размышления,
привлечения дополнительных знаний, умения
анализировать. Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете ...?
Почему вы считаете ...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Что, если ...?
Может ...?
Будет ...?
Мог ли ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...? |
Заданный учеником вопрос по тексту
художественного произведения является для
учителя способом диагностики знаний ученика, так
как вопрос демонстрирует уровень погружения в
текст, умение анализировать его в контексте
литературного процесса. Учитель на первых порах
работы с этим приёмом должен научить детей
определять уровень сложности вопроса —относить
его к "тонким” или "толстым”. Это можно делать
на вопросах, которые предлагает сам учитель, или
на вопросах из учебника.
Прочитайте вопросы в учебнике.
- Какие из них требуют односложного ответа?
Какие заставляют размышлять, анализировать?
- Какие вопросы можно использовать для
кроссворда или в игре «Самый умный», «Кто хочет
стать миллионером»?
Проиллюстрируем этот приём на примере
фрагмента урока по литературному краеведению
«Космогонические мифы северных народов». На
стадии рефлексии после чтения ненецких и
мансийских мифов о сотворении мира учащимся
даётся задание составить три-четыре "тонких” и
"толстых” вопроса, занести их в таблицу, затем
поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее
интересные, которые можно задать всему классу.
Вот какие "толстые” вопросы составлены
учениками:
- Что общего в мифах северных народов и других
народов мира?
- Почему земля в северных мифах представляется
очень маленькой?
- Дайте три объяснения, почему в
космогонических мифах всех народов вода играет
важную роль?
Работу с "тонкими” вопросами ученик может
продолжать на творческом уровне, составляя
кроссворды или сценарии игр.
"Толстые” вопросы, придуманные учениками,
впоследствии могут стать темой сочинения или
самостоятельной работы. |