Вторник, 22.08.2017, 14:03
Приветствую Вас Гость | RSS

               Сайт учителя начальных классов       

Меню сайта
Статистика
Гости
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
Мои файлы [2]
Методическая копилка [16]
(разработки,презентации)
Шаблоны и фоны для презентаций [0]
(к урокам, портфолио и др.)
Всё для 1 сентября. [0]
Сценарии, стихи, загадки, частушки и др.
1 сентября [1]
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

А Барто. Юмор и сатира.
30.07.2010, 15:30
УМК: Школа 2100 (авт. учебника Е.В. Бунеев)
Тема: Стихи А.Л. Барто. Сатира или юмор?
Цели урока:
Образовательная:
 расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто;
 закрепить понятия «юмор» и «сатира».
Развивающая:
 совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения;
 формировать умение работать с поэтическим текстом;
 отрабатывать умение работать в группе.
Воспитательная:
 воспитание нравственных качеств.
Оборудование: выставка книг, портрет А.Л. Барто, компьютер, графопроектор, презентация к уроку, аудиозапись и видеозапись стихов А. Барто.
Ход урока.
Слайд №1
I. Психологический настрой. Слайд №2
(На доске две рожицы: радость, грусть)
Учитель: Какое настроение выражает каждая рожица? Какое настроение выберем на урок?
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим наше знакомство с творчеством Агнии Львовны Барто.
Учитель: Давайте вспомним, что вы знаете об А. Л. Барто, о ее творчестве? Разгадаем кроссворд. Слайд №3
По горизонтали:
1. В каком городе родилась А.Л. Барто? (в Москве)
2. Кто был самым строгим ценителем её первых стихов? (отец)
3. Кем мечтала стать А. Барто в детстве? (танцовщицей)

Ученик (заранее подготовленный): Агния Львовна родилась в Москве 17 февраля 1906 года. Здесь училась и выросла. Стихи А. Барто начала писать в первых классах гимназии. Самым строгим ценителем первых стихов А. Барто был ее отец Лев Николаевич Волохов, ветеринарный врач. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо «правильно» писать стихи. Но Агнию Львовну в ту пору манило другое. Она мечтала стать танцовщицей, поэтому и поступила учиться в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что поэзия для нее важнее. И в 1925 г. (ей тогда было всего только 19 лет) вышла в свет ее первая книжка «Китайчонок Ван Ли и мишка-воришка». Стихи очень понравились читателям.

Учитель: А теперь о её творчестве:
По вертикали:
1. Подруга Тамары, с которой она ходила парой? (Таня)
2. Имя мальчика у которого добрая душа? (Вовка)
3. Как звали девочку, у которой синенькая юбочка, ленточка в косе? (Любочка)
4. Весна, весна на улице
Весенние деньки… (Веревочка)
Слайд №4
Учитель: Молодцы! Я вижу, что вам нравятся стихи А. Л. Барто. Хотите больше узнать об авторе и ее произведениях?
Рассматривание портрета писательницы.
Слайд №5
Учитель: Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали слова: «Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!» Это - известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Но Агния Барто была не только детским автором. В годы Великой Отечественной Войны она написала много стихов героических. Слайд № 6 Выступала по радио в Москве, Свердловске, печатала военные стихи и статьи в центральных газетах. В 1942 году побывала на Западном фронте, как корреспондент «Комсомольской правды». С 1964 по 1973 год негромкий, спокойный голос Агнии Барто можно было услышать на радио. Она вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей разлученных войной.
Всё же большую часть своей жизни посвятила А. Барто детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. В рабочем кабинете писательницы на стене в рамке висел небольшой листок бумаги. На нем крупным, четким почерком написано:

Уронили мишку
На пол:
Ю. Гагарин

Слайд № 7 Этот автограф дал Агнии Барто первый космонавт Земли на встрече с писателями.
А вот С. Михалков так писал об А. Барто: «Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книгу-то в руках не умеющего держать: «Почитать тебе Барто?» - и он кивнет головой. Барто - это для него значит - понятные, веселые и интересные стихи Это значит - он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить».

Учитель: Как вы думаете, почему стихи А. Барто включены в «Путешествие 13»?
Дети: Мы продолжаем искать разгадку тайны сатиры и юмора.
Учитель: О какой стороне её поэзии говорит стихотворение «Снегирь», которое мы недавно читали?
Дети: Поэт – лирик, но, создавая образы героев-детей, поэтесса постоянно улыбается.

III. Работа с текстами стихотворений «Докладчик», «Требуется друг».
Учитель: Когда-то давным-давно, еще до войны, сочинила А. Барто шутливую песенку «Вежливый вальс»

Пусть грубость исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых людей
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли,
Он принял и вежливым стал.

Что и говорить, хорошо бы иметь лекарство от подобных «болезней», проглотил лежебока пилюлю, и его, как магнитом, потянуло к работе, заносчивый хвастун в один день превратился в скромнейшего человека. Но нет таких пилюль. Никто не изобрел. Жаль, конечно. Надо, видимо искать другое средство. А оно оказывается, уже найдено. Но хранится это средство не в аптеке, а дома на столе, в библиотеке на полке, в книжном магазине на прилавке. Это веселая книга, воюющая со злом и грубостью. Именно такие книги писала А. Барто - любимый поэт неугомонного ребячьего племени.
Учитель: Каков может быть характер стихотворений «Докладчик», «Требуется друг»? Почему вы так думаете? (высказывания детей).

1. Самостоятельное чтение стихотворений.
Учитель: Какой общий заголовок вы бы дали к этим стихотворениям Агнии Барто «Юмористические портреты» или «Сатирические портреты»? Почему? Слайд № 8
Давайте вспомним понятия «сатира» и «юмор».
Дети: Сатира – осмеивание с оттенком негодования, гневный смех. Юмор - осмеивание с оттенком сочувствия, понимание комического, умение видеть и показывать смешное.
2. Физминутка

3. Выразительное чтение стихотворений.
Учитель: Над чем смеется поэтесса в стихотворениях?
Дети: В стихотворении «Докладчик»А. Барто весело смеется над такими докладчиками, которые красиво и бодро говорят с трибуны о труде и самостоятельности, но как только дело коснется их самих и самим нужно совершить самое небольшое усилие, тут они показывают своё истинное лицо.
В стихотворении «Требуется друг» А. Барто рассматривает серьезную тему. Она ведет разговор об отношениях между ребятами, о дружбе настоящей и мнимой. О девочке, с которой никто не хочет дружить, потому что ее дружба никогда не бывает бескорыстной.
Учитель: Постарайтесь при чтении сохранить сатирическую направленность стихов.

IV. Обобщение изученного.
Самостоятельная работа учащихся в группах с сатирическими портретами А. Барто (по рядам) (Приложение №1).
Стихотворения обсуждаются в группе по плану: Слайд № 9
1) Прочитайте стихотворение.
2) Каков главный герой? (Найдите точные слова)
3) Каковы другие герои?
4) Решите вместе, о каких ребятах эти стихи? Над чем смеется автор?
5) Прочитайте стихотворение так, чтобы это поняли и слушатели.

Слайд № 10 Коллективное прослушивание аудиозаписи или просмотр видеозаписи стихотворения «Три очка за старичка» (по усмотрению учителя) и его анализ по тому же плану.

V. Итог урока.
Учитель: Согласны ли вы, что стихи Агнии Барто - это «незаметное воспитание»? Объясните вашу точку зрения.
Дети: Читая такие стихи Агнии Барто, дети стараются исправиться. Ребята задумываются над своими недостатками и хотят их исправить. Герои заставляют задуматься: а нет ли у них самих похожих недостатков.
VI. Рефлексия.
Учитель:
 Ребята, ответили ли мы на поставленный вопрос урока?
 Что вам понравилось на уроке?
 С каким настроением вы уходите с урока покажите мимикой?

VII. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть по выбору.

Список литературы:
1. Стихи А.Барто- http://lib.ru/POEZIQ/BARTO/lenochka.txt
2. Бунеева Е.В., О.В. Чиндилова Уроки литературного чтения в 4 классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2006.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение 4 класс. В океане света, часть 2. – М.: Баласс, 2008.
4. Агния Барто. Избранные стихи. Москва: Планета детства, 1999.
5. Рассказ о жизни и творчестве А.Барто - http://vneklassa.narod.ru/page_16_1.htm, http://www.koipkro.kostroma.ru/Buy/School9/DocLib44/Литературный%20час%20по%20творчеству%20А_Л_Барто.doc






Категория: Методическая копилка | Добавил: lena-ve
Просмотров: 14365 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Облако тегов
Друзья сайта
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 881

Copyright MyCorp © 2017